Особенности восприятия: что влияет на вкус пищи
Принимая пищу, человек не только утоляет голод, но и получает чувственное наслаждение. Восприятие вкуса – понятие комплексное, зависящее от совсем неожиданных факторов. Профессор Оксфордского университета Чарльз Спенс даже создал особую науку, изучающую мультисенсорные воздействия на мозг при приеме пищи – гастрофизику.
На восприятие человеком блюда влияет не только вкус, но и цвет, запах. Для их улучшения существует множество ароматизаторов, усилителей вкуса, красителей. И это совсем не обязательно химия, наоборот – современная кухня стремится к натуральным добавкам.
Палитра ощущений
Рецепторы языка способны распознавать соленый, сладкий, кислый, горький, жгучий, вяжущий, терпкий и острый вкусы. Также во время приема пищи выделяемые продуктами молекулы аромата запускают реакцию в обонятельных центрах. Оба сигнала практически одновременно поступают в мозг, а нейроны их расшифровывают. Так происходит формирование вкусового ощущения. И именно поэтому при насморке, когда обоняние отсутствует, создается впечатление, что еда пресная.
Добавить ярких впечатлений простой трапезе помогает ряд факторов:
- Температура пищи значительно изменяет интенсивность всех вкусов, кроме сладкого. Теплые или горячие напитки усиливают впечатление от еды, а холодные – делают ее не только пресной, но и заставляют съесть больше.
- Вкусовые добавки разнообразят пищу. К тому же они часто обладают приятными «побочными» эффектами. Например: перец и горчица улучшают пищеварение.
- Тактильные ощущения могут как доставить дополнительное удовольствие, так и напрочь отбить желание пробовать продукт. Многие не переносят слизистые блюда, а лапки насекомых, столь любимые в Азии, вызовут рвотный рефлекс у европейцев.
Особое место в формировании вкуса занимает аромат. В последнее время стала модной открытая кухня в ресторанах, где посетители не только видят процесс приготовления, но и чувствуют все запахи до того, как им принесут их заказ. Ученые выяснили, что ароматы могут влиять на самочувствие. Фенхель и укроп улучшат аппетит, а ваниль поднимет настроение, избавив от гнева и тревожности.
Его Величество Цвет
Диетологи знают особый прием, помогающий нормализовать пищеварение – цветотерапия. Впрочем, природа давно его использует: большинство спелых плодов красные, оранжевые, желтые. Чем ярче краски, тем «вкуснее» блюдо. Однако нельзя допускать контраста пищи с цветом посуды, иначе эффект окажется обратным. Голубая, фиолетовая, синяя или черная тарелка могут просто испортить аппетит. Именно поэтому рестораны обычно используют нейтральную белую посуду.
Хотя зеленый цвет и считается символом здоровья, дети воспринимают его с осторожностью. Сложно заставить ребенка съесть полезную зелень: листовые овощи, травы, лук, капусту. Малыши любят разнообразие палитры, а этим пользуются производители. Чтобы привлечь маленьких покупателей, они стараются добавлять красители разных цветов в детские продукты. Яркие драже, веселые хлопья, цветные йогурты – буйство красок привлекает малышей. Родителям тоже не помешает воспользоваться этим приемом для того, чтобы чадо съело полезный продукт.
Гастрофизика в действии
Диетологи по всему миру проводят сотни исследований, приносящих неожиданные результаты. Специалисты по маркетингу используют эти открытия в целях продвижения товаров. Их методы порой удивительны, но, как ни странно, действенны.
- Музыка не только ублажает слух, но и влияет на вкус: пианино сделает фрукты «слаще», а низкие тяжелые звуки придадут горечь.
- Правильно подобранное освещение создает ауру максимально подходящую к трапезе: мягкий свет – романтичные вина с легкими закусками, яркий неоновый – коктейли и снеки.
- Сотрудники лондонского музея естественных наук провели эксперимент, полностью подтвердивший: еда должна лежать на тарелке эстетично. Поэтому презентация – особая часть подачи блюд в ресторане.
Пища поддерживает жизнь, а вкусная еще и поднимает настроение. Тысячелетиями повара старались изобрести новые добавки и способы приготовления, делающие простую еду настоящим праздником. Недаром гурманы едят только то, что им нравится, ведь дофамины и эндорфины – гормоны радости и счастья – обеспечивают позитивный настрой, делая человека увереннее и успешнее.